ИНСТРУКЦИЯ

по правилам безопасного поведения

на открытых и закрытых водоёмах в летний период

На открытой воде

  1. Опасности в воде:
  • сваи, камни, мусор;
  • водовороты — нырнуть глубже, оттолкнуться и выплыть в сторону;
  • водоросли; волны.
  1. Купайтесь только в разрешённых и хорошо известных местах.
  2. Умейте пользоваться простейшими спасательными средствами.
  3. Купаться лучше утром или вечером, тогда вы сможете хорошо отдохнуть, не опасаясь получить ожоги.
  4. Входите в воду быстро и во время купания не стойте без движения. Почувствовав озноб, быстро выходите из воды.

  1. Не купайтесь сразу после приёма пищи и большой физической нагрузки (игра в футбол, бег и т.д.). Перерыв между приёмом пищи и купанием должен быть не менее 45 — 50 минут.
  2. В холодную погоду, чтобы согреться, проделайте несколько лёгких физических упражнений.
  3. Не купайтесь больше 30 минут; если вода холодная, достаточно 5-6 минут.
  4. При ушных заболеваниях не прыгайте в воду головою вниз.
  5. Не оставайтесь при нырянии долго под водой.
  6.  Выйдя из воды, вытретесь насухо и сразу оденьтесь.
  7. Почувствовав даже лёгкую усталость, сразу плывите к берегу.
  8. Поведение при возникновении опасных ситуаций при купании

13.1. Судорога — непроизвольное болезненное сокращение мышц во время плавания. При судорогах не теряйтесь, старайтесь держаться на воде и зовите на помощь.

13.1. 1.  Применяйте способы самопомощи при судорогах:

судорога ног — вы делаете глубокий вдох, ныряете, хватаете себя за большие пальцы ног и сильно тянете на себя;

судорога мышц бедра — вы сгибаете ногу в колене и руками прижимаете её к задней поверхности бедра;

судорога мышц живота — подтягиваете согнутые в коленях ноги к животу;

судороги мышц рук — сжимаете и разжимаете кулаки, сгибаете и разгибаете руки в локтях.

13.1. 2. Запомните:

  • движение сведённой мышцей ускоряет исчезновение судороги;
  • если судорога закончилась, быстрее выбираетесь на берег, потому что судорога может повториться.

13.1.3. При оказании вам помощи не хватайтесь за спасающего, а помогите ему буксировать вас к берегу.

13.2. Если случайно хлебнул воды. Остановись, приподними голову над водой и откашляйся. Энергичные движения рук и ног помогут тебе держаться вертикально в воде, а потом приплыть к берегу.

13.3. Попав в водоворот, набери побольше воздуха в легкие, погрузись в воду и сделай сильный рывок в сторону по течению, всплывай на поверхность.

13.4.Запутавшись в водорослях,не делай резких движений и рывков. Ляг на спину и постарайся мягкими движениями всплыть в ту сторону, откуда приплыл. Если это не поможет, то нужно подтянуть ноги к животу и осторожно освободиться от водорослей руками.

13.5. Попав в сильное течение, не теряйся, не плыви против потока. Плыви по течению, постепенно смещаясь к берегу.

13.6. Отплыл от берега, а началась сильная прибойная волна. Ныряй сквозь её гребень, и попутной волной тебя будет прибивать к берегу. Если есть возможность, толкайся ногами о дно и старайся достичь берега.

Основное правило при самоспасании – не впасть в панику, владеть собой, спокойно предпринимать все необходимые меры для выхода из создавшегося положения.

  1. Действия при оказании помощи утопающему:

14.1. Если человек в пределах досягаемости, опуститесь на колени или лягте у кромки воды и протяните ему руку или какой-нибудь предмет (шест, весло, полотенце)

14.2.   Если человек далеко от берега, бросьте ему плавучий предмет (доску, спасательный круг) (рис.2). Если тонет ребенок, то лучше всего бросить ребенку плавучий предмет на веревке: тогда вы сможете подтянуть ребенка к берегу. Спасательный круг нужно бросать плашмя в сторону утопающего. Круг должен упасть метр — полтора от утопающего, иначе вы ударите им пострадавшего

14.3. Если пострадавший вас захватил, то нырните вместе с ним. Он вас отпустит и поднимется вверх, чтобы сделать вдох.

14.4. Если утопающий в панике, подплывите к нему со спины, захватите и плывите к берегу. Голова пострадавшего должна находиться над водой.

14.5. Если, оставаясь на берегу, помочь ребенку нельзя, войдите в воду и протяните ему какой-нибудь предмет и подтяните ребенка к берегу

14.6. Если человек не дышит, приступайте к искусственному дыханию рот в рот. Проверьте у него пульс и при необходимости приступайте к реанимации.

14.7. Если человек дышит, перенесите его в теплое место, снимите с него мокрую одежду, заверните в одеяла и вызовите врача.

  1. Запрещается:

15.1. Купаться вблизи водосбросов, шлюзов, мостов, водоворотов, шлюзов, плотин, пристаней, причалов и других гидротехнических сооружений.

15.2. Входить в воду разгорячённым (потным).

15.3.Заплывать за установленные знаки (ограждения участка, отведённого для купания).

 15.4. Подплывать близко к моторным лодкам, баржам.

15.5. Купаться при высокой волне.

15.6. Прыгать с вышки, если вблизи от неё находятся другие пловцы; прыгать в воду с лодок, причалов, мостов и других, не предназначенных для этого мест.

15.7. Толкать товарища с вышки или с берега.

15.8. Нырять после долгого пребывания на солнце (опасно тем, что резко рефлекторно сокращаются мышцы, что ведёт к остановке дыхания). 

15.9. Нырять в местах с неизвестной глубиной.

15.10.Прыгать головой в воду с пристаней, набережных, мостов и других сооружений. Можно удариться головой о дно или другой, находящейся в воде предмет – сваи, рельсы, камни.

15.11.Кататься на велосипедах, играть вблизи водоемов, переходя и переезжая их по мосткам, спускаясь к реке с крутых берегов.

15.12.Кататься на лодке без взрослого человека.

15.13.Садиться на борт лодки, пересаживаться с одного места на другое, переходить из одной лодки в другую, раскачивать лодку, нырять с нее.

15.14.Играть в воде в игры связанные с захватами соперника и удержанием его под водой, твой товарищ может захлебнуться и потерять сознание.

 

При занятиях на воде в бассейне

  1. Общие требования безопасности

К занятиям в бассейне допускаются:

  • дети и подростки, не имеющие медицинских противопоказаний для занятий в бассейне;
  • дети и подростки, прошедшие инструктаж по технике безопасности.

При нахождении в бассейне дети обязаны соблюдать Правила поведения в бассейне.

Опасными факторами в бассейне являются:

  • физические (скользкие поверхности; острые кромки и сколы на поверхностях ванн и полах; шум; электрооборудование (сушилки, фены и т.п.); горячая вода в душевых; пониженные значения температуры воды и воздуха; возможность захлебнуться);
  • химические (повышенная концентрация различных химических веществ в воде и в воздухе).

О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец обязан немедленно сообщить тренеру-преподавателю проводящему занятия в бассейне.

Занимающимся запрещается без разрешения тренера-преподавателя, проводящего занятия в бассейне, подходить к имеющемуся в бассейне и во вспомогательных помещениях (раздевалки, душевые и т.п.) оборудованию и пользоваться им.

Запрещается использовать моющие средства в стеклянной упаковке и зеркальца.

Занимающиеся, допустившие невыполнение или нарушение настоящей инструкции, могут быть отстранены от занятий.

  1. Требования безопасности перед началом занятий
  • Изучить содержание настоящей инструкции.
  • С разрешения тренера-преподавателя пройти в раздевалку, раздеться, не мешая соседям, аккуратно складывая свою одежду.
  • Надеть купальный костюм и шапочку.
  • Осторожно войти в помещение бассейна.
  • С разрешения тренера-преподавателя  войти в воду по специальным лестницам, спиной к воде.
  • Запрещается приступать к занятиям непосредственно после приема пищи или после больших физических нагрузок.
  1. Требования безопасности во время занятий

Во время занятий занимающийся  обязан:

  • соблюдать настоящую инструкцию;
  • неукоснительно выполнять все указания тренера-преподавателя, проводящего занятия;
  • при поточном выполнении упражнений в воде (один за другим) соблюдать достаточные интервалы, чтобы не было столкновений;
  • выполнять прыжки с тумбочек только с разрешения тренера-преподавателя, проводящего занятия;
  • использовать спортивный инвентарь (доски для плавания, мячи, калабашки и т.д.) только с разрешения и под руководством тренера-преподавателя, проводящего занятия.

Занимающимся  запрещается:

  • выполнять любые действия без разрешения тренера-преподавателя, проводящего занятия;
  • хватать друг друга за руки, ноги, голову и другие части тела во избежание несчастных случаев и травм;
  • «топить» друг друга;
  • снимать шапочку для плавания;
  • бегать в помещении бассейна, в раздевалках;
  • прыгать в воду с бортиков и лестниц;
  • висеть на разделительных дорожках, подныривать под лестницы в бассейне;
  • нырять с тумбочек и плавать под водой без разрешения тренера-преподавателя, проводящего занятия.
  • вносить в помещение бассейна любые предметы без разрешения тренера-преподавателя, проводящего занятия.
  1. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. При возникновении во время занятий в воде болей в суставах, мышцах конечностей, сильного покраснения кожи, неприятных ощущениях в глазах возникновения кровотечения, а также при плохом самочувствии прекратить занятие и сообщить об этом тренеру-преподавателю, проводящему занятия с последующим обращением к медсестре плавательного бассейна.

4.2. Почувствовав озноб, сообщить об этом тренеру-преподавателю, проводящему занятия, с его разрешения выйти из воды и растереться сухим полотенцем.

4.3. При судорогах не теряться, стараться держаться на воде и позвать на помощь.

4.4. При возникновении чрезвычайной ситуации (появлении посторонних запахов, задымлении, возгорании) немедленно сообщить об этом тренеру-преподавателю, проводящему занятия и действовать в соответствии с его указаниями.

4.5. При получении травмы сообщить об этом тренеру-преподавателю, проводящему занятия.

4.6. При необходимости и возможности помочь тренеру-преподавателю, проводящему занятия, оказать пострадавшему первую помощь.

  1. Требования безопасности по окончании занятий

5.1. С разрешения тренера-преподавателя выйти из воды по специальным лестницам, спиной к воде.

5.2. Принять душ, одеться, просушить волосы под феном.

5.3. С разрешения тренера-преподавателя, проводящего занятия, организованно покинуть помещение бассейна.

5.4. При обнаружении неисправности оборудования, системы вентиляции и очистки воды, работы сантехнических систем, нарушения целостности окон проинформировать об этом тренера-преподавателя, проводящего занятия.